Прачечные самообслуживания – бизнес «по-американски»
Сегодня, когда образ бытовой стиральной машинки прочно вошел в наш быт, как залог крепкого семейного счастья, мы все больше с недоумением взираем на запад, где широко распространены прачечные самообслуживания, так называемые «ландроматы». Зачем практичным индивидуалистам, немцам и американцам, такие сложности с общественной стиркой?
С вопросом мы обратились к Валерию Томину, директору компании «Фреш», управляющей сетью прачечных самообслуживания в Санкт-Петербурге и предлагающей услуги по организации прачечного бизнеса «под ключ»:
«Действительно, вся Европа, а особо Америка, стирается в «ландроматах». Стирка на профессиональном оборудовании качественнее, стоит раз попробовать, чтобы это понять; времени занимает меньше; большую часть вещей после цикла сушки гладить не надо, особо это касается трикотажа; и стоит дешево – 1,57 $/цикл, если учесть, что бытовые стиральные машины съедают много электричества и их нужно чинить, то вырисовывается ясная картина предпочтений.
Например, в США приблизительно 30000 прачечных самообслуживания. Но даже такое количество не способно удовлетворить постоянно возрастающие потребности населения.
При этом, прачечные в США – это очень прибыльный бизнес даже при высокой конкуренции. Изучая вопрос, я посещал предприятия в трех городах – Лас-Вегасе, Лос-Анжелисе и Нью-Йорке. Ключевое отличие бизнеса «по-американски» - энергосбережение поставлено во главу угла. Оборудование работает на газе при непосредственной подаче горячей воды. Такая постановка дел в разы уменьшает расходы на энергоносители.
В условиях России данная задача решаема при достаточно крупных первоначальных вложениях, поэтому подобные проекты, где просчитывалось бы подведение воды и газа для отдельностоящего здания, пока существуют только на бумаге.
У России пока все впереди. Но уже сейчас очевидно, что себестоимость услуг прачечной самообслуживания относительно мала при всевозрастающем спросе. 150 руб. за услугу «отложенной стирки», когда клиент забрасывает тюк с вещами в прачечную перед работой и заезжает за постиранными вещами вечером, - это приемлемо. Для компании же себестоимость воды и электричества составляет около 6 рублей плюс работа одного сотрудника.
При этом для обслуживания нескольких пунктов стирки белья необходим персонал в количестве не более трех человек. А автоматический учет денежных средств (стиральные машины в прачечных самообслуживания оборудованы монетоприемниками) позволяет снизить до минимума риск возможных злоупотреблений со стороны обслуживающего персонала.
Кстати, современные стиральные комплексы позволяют легко перепрограммировать величину взимаемой платы за стирку белья. Снижая или увеличивая стоимость стирки, вы можете легко регулировать спрос на услугу прачечной. Например, по воскресеньям, когда стиральные машины работают на полную мощность, стоимость стирки можно увеличить в 1,5 раза, а по средам уменьшить на такую же величину.
При открытии прачечной самообслуживания в первое время мы делаем акцент на корпоративных клиентов, которых стираем в ночное время, это не позволяет прачечной простаивать и обеспечивает постоянный приток средств. Количество отелей, пансионатов, ресторанов, бань непрерывно растет и это существенно расширяет горизонты бизнеса. Редко когда в гостинице есть своя небольшая прачечная, и она существует на случай перебоев с поставками белья при большом наплыве постояльцев.
Со временем же, когда приток частных клиентов возрастает, основная прибыль делается именно на них. При этом всегда есть возможность расширить прачечный бизнес, оснастив прачечные кафетериями, пышечными и блинными. За время полного цикла стирки и сушки белья (1ч 20 мин) любой готов если не съесть блин, то выпить молочный коктейль или чашечку кофе.»